Хороший кинозвук за $350. Находим нестандартные решения

Плохой звук - хуже кислого лимона

Предположим, что у вас появилось жгучее желание обустроить приличный домашний кинотеатр в типовой гостиной, но вы готовы потратить на оборудование и коммутацию всего лишь $350, то есть около 24 000 рублей по курсу на середину ноября 2015. Дилемма вовсе не фантазийная: в редакцию постоянно приходят подобные вопросы, поэтому мы и взялись за написание этой статьи. Ведь если попытаться решить задачу «в лоб», то из магазина вы выйдете с компактным «пластмассовым» кинотеатром (или даже саундбаром) и кислым лицом. Так есть ли альтернативы? Есть. Но они, как всегда, не лежат на поверхности.

Впрочем, сначала все же послушайте представленные в этом ценовом сегменте кинотеатры «в одной коробке» - особенно те, у которых колонки покрупнее. Вполне возможно, что вы переоценили свои потребности и вполне удовлетворитесь такой системой. В этом случае вы сэкономите 10 минут на чтении этой статьи и пару дней, которые затратили бы на покупку всех комплектующих системы и ее настройку. Этот материал для тех, в ком вечно кипит борьба аудиофильских потребностей, обостренной прагматичности и активной любознательности. Именно им мы предложим традиционно сложный путь, итогом которого станет существенное смещение баланса от дизайна в сторону качества звучания. Удобство управления пострадает, однако в нашем мире чудес не бывает: хотите лучше звук за ту же сумму – придется закрыть глаза на некоторые неудобства. К счастью – вовсе не смертельные, и выигрыш в качестве звука, на наш взгляд, сполна компенсирует негативные моменты. До сих пор сомневаетесь? Тогда удваивайте сумму и с легким сердцем покупайте полноценный компонентный набор Hi-Fi с AV-ресивером и пассивной акустикой. Остальных - пытливых и экономных – приглашаем читать дальше.


Начнем с азов

Как известно, домашний кинотеатр состоит из четырех ключевых узлов: источника сигнала, декодера многоканального звука, усиления и набора акустических систем. Последний, как правило, включает 5 или 7 основных колонок и низкочастотный модуль, сабвуфер. В хрестоматийном кинотеатральном комплекте оборудования функции декодера и усилителя объединены в одном устройстве, именуемом AV-ресивером. Но при бюджете в 24 000 рублей на все такой аппарат нам не по карману. Даже простейший вариант съест половину бюджета, и на оставшиеся деньги в принципе невозможно купить набор хорошей пассивной акустики с активным сабвуфером. Дело даже не в качестве звука, а в отсутствии соответствующих предложений на рынке в принципе. Кроме того, нельзя забывать про коммутацию и источник сигнала - они тоже не бесплатные! Даже базового уровня проигрыватель Blu-ray или медиафайлов потребует никак не меньше 4000 или 3000 рублей, соответственно, кабели – чуть меньше. Так как же быть?


Маркетинговая лапша

Многие удивляются, когда узнают, что во время воспроизведения кинофильма на вполне приличной громкости колонки в типовой гостиной потребляют всего лишь от нескольких ватт до нескольких десятков ватт мощности. Все эти заявленные сотни ватт – либо уловки маркетологов (примеров тому масса, и о многих из них мы писали в тестах AV-ресиверов и «коробочных» кинотеатров), либо нужны для больших систем в очень крупных помещениях, да и то в моменты динамических всплесков, то есть во время воспроизведения спецэффектов. А раз так, то владельцам относительно небольших, до 20 кв.м., помещений нет нужды гоняться за красивыми цифрами и статусной компонентной аппаратурой. Несмотря на название нашего сайта, порекомендуем обратить внимание на активную мультимедийную акустику. Непрестижный статус «компьютерной» автоматически влияет на цену. Кроме того, среди поставщиков такого рода продукции много локальных марок с российскими корнями и китайскими производственными мощностями. А это еще один повод не пугать покупателей ценником. При этом в данной категории товаров встречаются вполне себе приличные изделия, которые обеспечивают качество и мощность звучания существенно лучшие, чем слабенькие колоночки кинотеатрального набора «в одной коробке». Но и тут следует быть начеку. Во-первых, сразу отметаем готовые мультимедийные наборы 5.1: доступные по цене решения звучат ничуть не лучше «пластиковых» кинотеатров, а варианты посолиднее имеют ценник на грани нашего бюджета, при том, что декодером не оснащены и потому готовы принимать только преобразованный аналоговый сигнал. Наш выбор – крупные спикеры 2.0 в «деревянных» корпусах (кавычки тут не случайно: по факту многие корпуса сделаны даже не из MDF, а из панелей спрессованного переработанного бумажного вторсырья, которые по плотности заметно уступают MDF, но значительно дешевле в производстве). Такие модели оснащены крупными излучателями и вполне приемлемыми встроенными усилителями. Это – наша основа, на базе которой можно строить систему. А дополним акустику полноразмерным активным сабвуфером.


Источник

На чем еще можно серьезно сэкономить, чтобы высвободить деньги на покупку приличного звукового тракта? На источнике. Инфляция и рост курса валют превратили 24 000 рублей из некогда приемлемой стартовой суммы для покупки базового компонентного набора оборудования ДК в сумму потешную. Сегодня дискретный источник и декодер многоканального звука могут слопать треть нашего бюджета! Так почему бы не использовать компьютер? Даже если речь идет про машину второй свежести, ее потенциала, при поддержке хорошего (при этом бесплатного) программного обеспечения, вполне хватит для качественного воспроизведения кинофильма в формате Full HD. Потребуется докупить лишь звуковую карту с многоканальным выходом. Владельцы стационарных компьютеров в этом смысле в более выигрышной ситуации, поскольку могут использовать устанавливаемую в недра системного блока аудиокарту – она значительно дешевле внешних решений, подключаемых по USB. Так или иначе, покупать такое устройство придется всем, у кого в настоящее время трудится встроенный в материнскую плату аудиокодек, будь он хоть трижды HD. Ведь даже недорогая дискретная звуковая карта звучит лучше - и не пугает фоновыми шумами треском от каждого перемещения мыши. Какую модель приобретать? Для стационарного компьютера подойдут Creative SB 5.1 VX, Asus Xonar DG или Creative Audigy SE.

soundcard.jpg

Все они имеют ценник до 1500 рублей. Перед покупкой убедитесь, что карта оснащена разъемом нужного формата для подключения к материнской плате. На большинстве компьютеров это PCI. На совсем новых и навороченных персоналках могут быть слоты только формата PCI Express, и в этом случае ищите аналоги перечисленных звуковых карт под слот PCI-E (например, Asus Xonar DGХ). Они несколько дороже базовых модификаций, но выхода нет. Владельцам ноутбуков придется выбирать только из двух моделей марки Creative - X-Fi Surround 5.1 и X-Fi Surround 5.1 Pro. Цена вопроса около 4500 рублей. Других внешних аудиоинтерфейсов с многоканальным выходом и приемлемой ценой на нашем рынке не представлено, если не считать продукцию малоизвестных китайских марок.

external-card.jpg

Ну а дальше схема подготовки источника сигнала для владельцев ноутбуков и стационарных машин одинаковая. Во-первых - установка свежей версии бесплатной программы K-Lite Codec Pack Full. Набор содержит не только плеер, но и все необходимые кодеки. После установки в настройках этой программы и звуковой карты следует выставить режим декодирования многоканального звука. Это не сложно, поэтому позволим себе пропустить стадию подробных инструкций настройки ПО.

Затем – вывод видеосигнала на ТВ. Если в вашем компьютере есть порт HDMI, то вопрос, считайте, решен. Просто подключайте к нему телевизор и ставьте в настройках соответствующий режим отображения. Если порта HDMI нет, но есть свободный DVI или D-Sub, то можно купить соответствующий кабель – лишь бы телевизор имел нужные входы. Ваш компьютер совсем простой и дополнительных видеовыходов не имеет? Владельцам стационарных машин придется докупить видеокарту на базе процессора NVIDIA GeForce 210 или аналогичного, но обязательно с портом HDMI, цена от 1800 руб. Владельцам ноутбуков придется грустно вздохнуть и копить деньги на новую модель, поскольку имеющийся ноутбук в деле создания кинотеатра бесполезен. Или приобрести связку из стационарного медиаплеера и внешнего декодера многоканального звука, а это минимум 7000 рублей.

Наконец, мультиформатность источника. Пока она ограничена поддержкой практически любых медиафайлов и сетевых потоков. Большинству современных пользователей этого вполне достаточно. Для воспроизведения дисков DVD-Video и Blu-ray потребуется оптический привод BD-ROM. Внутренний привод для стационарного ПК обойдется минимум в 3800 рублей, для ноутбука USB-привод стоит от 4300 рублей. При таких ценах возникает соблазн купить отдельный проигрыватель Blu-ray, который обойдется примерно во столько же, однако нельзя забывать, что этот аппарат не получится подключить к компьютеру для декодирования многоканального звука силами последнего. Своего же многоканального выхода у недорогих плееров нет.


Акустические системы


schema.jpg

Как показывает практика, крупные мультимедийные колонки хоть и не сотрясают комнату, но обеспечивают достаточно мощности, чтобы создать должный масштаб звучания, очень напоминающий «взрослый» кинотеатр. А поскольку такие колонки содержат еще и усилитель, то проблема решается комплексно. Однако эти колонки продаются парами, у каждой пары имеется независимая регулировка громкости. Вам она потребуется для разовой настройки баланса громкости всех спикеров в многоканальной системе, в дальнейшем общая регулировка громкости будет осуществляться с компьютера. Что же касается самих колонок, то понадобится три пары активной акустики и один сабвуфер. Фронтальные и тыловые пары займут свои классические места (№1 и 3 на схеме выше), а в качестве центрального спикера будет использоваться оставшаяся пара колонок (№2), расположенных в линию. Местоположение сабвуфера (№4) отображено условно: он может быть справа от ТВ или вообще возле дивана. Главное – не прятать его в угол комнаты, нишу или мебель; располагать примерно в 10-20 см от стены. Посоветовавшись, специалисты редакции остановилась на двух вариантах комплектации:


  1. Колонки Sven Stream на фронт, Sven Stream Light на центр, Sven SPS-704 на тыл, сабвуфер Yamaha YST-SW012. Цена комплекта – около 19 000 руб. Если в системе не будет центрального спикера (это допускается, если расстояние между фронтальными колонками менее 2 метров, либо они распложены строго симметрично, относительно зрителя), то фронтальная пара должна быть Sven Stream Mega. Они мощнее простых Stream, поэтому смогут обеспечить должное звуковое давление даже приняв на себя дополнительную нагрузку в виде сигнала центральной АС. По мнению автора, акустика Sven серии Stream - это один из лучших вариантов для создания домашнего кинотеатра за такую цену.

sven-sys.jpg


  2. Колонки Microlab Solo-5С на фронт, Microlsb B-77 на центр и тыл (т.е. всего потребуется две пары B-77), сабвуфер Yamaha YST-SW012. Цена комплекта – около 21 000 руб. Если в системе не будет центрального спикера (причины и условия см. в п.1), то фронтальная пара должна быть Microlab Solo-6С. Соотношение цены, качества звучания и мощности у Microlab чуть хуже, но оно тоже очень и очень привлекательное. Как и в случае со Sven. колонки Microlab выпускаются в нескольких цветовых вариациях.

microlab-sys.jpg

Также можно собрать систему на базе акустики Edifier серии RT, однако нынешние цены на данную продукцию сложно назвать вкусными. В наш бюджет вписываются модели только более доступной серии R, которые уступают аналогам от Sven и Microlab как по качеству звука, так и по мощности. По дизайну, пожалуй, тоже. Сабвуфер во обеих системах одинаковый, поскольку на сегодняшний день это один из самых недорогих «брендовых» полноразмерных модулей. Но если найдете аналог любой другой известной фирмы - берите смело. Главное, чтобы это был относительно крупный аппарат с динамиком не менее 8 дюймов и регулятором фазы.

А если без компьютера?

Если по каким-либо причинам вы не признаете компьютер в качестве достойного источника сигнала или у вас попросту нет компьютера, то в данном случае это повод опечалиться, поскольку придется выделить деньги не только на дискретный источник сигнала, но и внешний декодер многоканального звука. Источником может быть проигрыватель Blu-ray (базовая модель любой известной марки) или файловый медиаплеер. Первый вариант обойдется никак не меньше 4000 рублей, второй можно купить за 3000, и это тоже будет простейшая модификация, существенно уступающая компьютеру по всеядности и гибкости настройки. Проигрыватель будет «питаться» дисками с фильмами, а файловый медиаплеер, как понятно из названия, файлами с USB-флешки, по локальной сети или из Интернета. Обратите внимание, что источник сигнала в обязательном порядке должен иметь регулировку громкости звука для HDMI выхода с пульта. Поскольку наша кинотеатральная система состоит из разрозненных компонентов, то другой централизованной регулировки у нее не будет. С файловыми медиаплеерами в этом смысле проще.


decoder.jpg


Сигнал с источника посредством кабеля HDMI подается на внешний декодер многоканального звука - он показан на картинке выше. В России таких устройств немного (как минимум один предлагается под маркой AVE), но никто не мешает заказать эту коробочку из-за границы. На том же AliExpress представлены десятки вариантов. Средняя цена – 3000 рублей. Подбирая себе подходящий аппаратик помните, что он должен иметь вход HDMI, уметь декодировать сигналы Dolby Digital и DTS как минимум, а еще лучше – поддерживать 3D-видео и работать со звуком HD-разрешения (Dolby TrueHD и DTS-HD). После декодирования готовые 6-8 звуковых каналов выводятся на дискретные аудиовыходы RCA, а видеопоток отправляется дальше – на ТВ. Это к вопросу о том, почему поддержка 3D-видео коробочкой желательна. Итак, мы потратили около 7000-8000 рублей на источник и декодер, не забыв про соединительные провода HDMI из ближайшего компьютерного магазина – рублей, эдак, по 500 за метровый образец стандарта v1.4. Следует уточнить, что большинство недорогих аппаратных декодеров, в отличие от звуковой карты компьютера, не могут быть сконфигурированы под нужный набор акустики, поэтому вариант экономии на центральном спикере не пройдет: придется покупать все колонки, либо паять различные сумматоры сигнала. Если опытом создания таких приспособлений вы не обладаете, то с внешним плеером и декодером либо не впишетесь в бюджет, либо вам придется экономить на качестве и мощности звука, покупая более простую акустику. В последнем случае вся затея теряет смысл, поскольку качество звука опустится до уровня однокоробочных кинотеатров или мультимедийных наборов 5.1 средней паршивости. 


Коммутация


cables.jpg

Если источник сигнала располагается в пределах тумбы под ТВ, то на передние и центральную колонки, а также расположенный близ ТВ сабвуфер, можно пустить сигнал через недорогие кабели – купленные в любом супермаркете, а то и вовсе из комплекта поставки колонок. На тыловую пару в любом случае надо вести трассу более качественным проводом - микрофонным, типа «два проводника в экране» (№1 на иллюстрации выше). Дело в том, что до задних колонок пойдет низкоуровневый (слаботочный) стереосигнал, на пути 5-10 метров он «насобирает» множество помех и наводок, что обернется шумами, тресками и гулом в динамиках. Спасение – в хорошем проводе. Такой продается в любом магазине профессиональной аппаратуры, стоит около 1 доллара за метр. Подойдет практически любой, переплачивать смысла нет. Для моносигнала (т.е. отдельно для центральной колонки и отдельно для сабвуфера) можно использовать так называемый инструментальный провод – своей конструкцией он напоминает микрофонный, только под экраном один проводник. Продается в тех же магазинах профессионального оборудования, но стоит чуть дешевле микрофонного. Затеваться с созданием кабелей на базе «профессионального» провода имеет смысл только в том случае, если от выхода источника до входа колонки более 3 метров. Для получения кабеля нужной конфигурации пользуйтесь разъемами под пайку (№2 и 3) и/или соответствующими переходниками (№4 и 5). От использования жестких переходников (№6) лучше воздержаться по целому ряду причин.  



Источник: http://www.hi-fi.ru/magazine/audio/khoroshiy-kinozvuk-za-350-nakhodim-nestandartnye-resheniya/